Прежде чем сесть за руль автомобиля, водитель должен иметь представление о том, как автомобиль устроен. «Водитель» собаки должен представлять, что движет ее поведением. Поэтому дрессировка начинается с обучения хозяина.
Основной задачей инструктора является не научить щенка выполнению небольшого набора команд, а помочь владельцу разобраться в многообразии разнофункциональных пород, их специфике, предупредить о возможных, вполне предсказуемых проблемах в поведении конкретной собаки, акцентировать его внимание на индивидуальных особенностях щенка.
Владелец, получивший объём необходимых знаний и навыков, выстроивший систему в своём поведении и приложивший время и терпение, получит управляемую и социализированную собаку.
Широко распространённое и культивируемое заблуждение о начале дрессировки щенка с шести - восьми месяцев, а то и года, приводит к серьёзным, пагубным последствиям.
Существует широко распространенное мнение, что воспитанием щенка не стоит заниматься раньше 8 месяцев - 1 года. Практика показывает, что к этому времени собака имеет огромный букет проблем в поведении, которые приходитсякорректировать.
Лучший возраст для начала занятий - 2-5 месяцев. В этот период щенок очень быстро учится, буквально впитывает в себя информацию об окружающем мире. Первый социальный опыт, полученный в это время, определяет все дальнейшее поведение собаки. Поэтому так необходимо заниматься социализацией щенка с самого начала, с самой первой его прогулки. Маленького щенка можно просто и безболезненно научить социальному поведению – правильному отношению к собакам, кошкам, людям и прочим раздражителям. Обучение и социализация щенка в раннем возрасте позволяют не наступить на грабли, которые лежат на пути у каждого владельца собаки. Воспитанием собаки лучше заниматься под руководством инструктора, основная задача которого - не обучить щенка весьма примитивному набору команд, а помочь владельцу понять собаку, предупредить его о возможных, вполне предсказуемых трудностях в воспитании, акцентировать внимание на индивидуальных особенностях конкретного животного.
Воспитание щенка с нуля эффективнее и интереснее, чем коррекция уже сложившегося поведения взрослой собаки. Тем не менее, если проявить терпение, даже взрослую проблемную собаку почти всегда возможно перевоспитать.
Инструктор по дрессировке должен объяснить, откуда берется то или иное поведение, расписать схему взаимоотношений владелец-собака, показать, как корректировать собаку в тех или иных ситуациях.