Цитата:
«Альманах лучших работ студентов-членов студенческих учебно-исследовательских групп. Выпуск 3. – М.: МОСУ, 2006.»
Ю.В. Статенина,
Студентка 4 курса
социально-психологического факультета,
председатель студенческого научного общества социально-психологического факультета
Влияние домашних животных
на агрессивность подростков.
Научный руководитель –
Н.Ю. Сысоева, канд. вет. наук
Агрессивность подростков - тема, которая живо интересует специалистов не только в различных областях психологии, но и социологов, работников правоохранительных органов, педагогов, философов. Агрессивное поведение - одна из центральных проблем изучения человеческой психики.
Существуют разные определения агрессивности, согласно одному из которых, предложенному Бассом, агрессивность - это любое поведение, содержащее угрозу или наносящее ущерб другим. Второе определение, предложенное несколькими известными исследователями (Berkowitz, 1974, 1981; Feshbach, 1970), содержит следующее положение: чтобы те или иные действия были квалифицированы как агрессия, они должны включать в себя намерение обиды или оскорбления, а не просто приводить к таким последствиям. Третья точка зрения, высказанная Зильманом (Zillmann, 1979), ограничивает употребление термина агрессивности попыткой нанесения другим телесных или физических повреждений.
В настоящее время большинством принимается следующее определение: «Агрессивность - это любая форма поведения, нацеленного на оскорбление или причинение вреда другому живому существу, не желающему подобного обращения».
Агрессивные дети - это та категория детей, которая наиболее осуждается и отвергается взрослыми. Непонимание и незнание причин агрессивного поведения приводят к тому, что агрессивные дети вызывают у взрослых откровенную неприязнь и неприятие в целом.
Согласно результатам американских исследователей (J.Serpell, D.Natanson, C.Ouhl, K.Allen, J.Blascovich, Carmack), изучающих предпосылки развития наркомании у подростков, важными факторами, приводящим к употреблению наркотиков, являются общая холодная атмосфера в семье и то, что подростки ни за кого не отвечают и ни о ком не заботятся – ни о младших сестрах и братьях, ни о четвероногих питомцах. Да дело не только в наркомании, но и в асоциальном поведении вообще.
О влиянии домашних животных на поведение детей известно давно. Еще в 1969 г. американский психотерапевт Б. Левинсон писал, что животное помогают сломить враждебное отношение ребенка к окружающему миру и установить коммуникационные связи.
Дети гораздо чаще, чем взрослые, приписывают своим друзьям-животным человеческие черты, они обращаются с ними как со своими сверстниками, разговаривают с ними, поверяют им свои тайны. Кошка или собака, в отличие от родителей, которым вечно некогда, всегда их выслушают и поймут. А в отличие от сверстников, они никогда не сплетничают и не ябедничают. В общем, в чем-то они идеальные собеседники – во всяком случае, идеальные слушатели. Домашние животные – мощный инструмент для снятия стресса. И это имеет особое значение, когда ребенок исходно невротизирован, а сейчас детей с отклонениями в деятельности центральной нервной системы, увы, все больше и больше. Впрочем, и многие здоровые дети бояться, например, темноты или одиночества, а присутствие пушистого друга помогает избавиться от этих страхов и не дают им перейти в настоящую фобию.
Для детей идеальный способ повысить самооценку – это заняться дрессировкой своего животного. Сознание того, что четвероногий друг выполняет твои команды, поднимает ребенка в своих собственных глазах. Впрочем, не только в своих. Вспомним всем известный фильм «Бетховен» - когда девочку повсюду сопровождает огромный сенбернар, она поднимается сразу на несколько ступеней вверх в подростковый иерархии. А постоянное общение с домашними животными с юных лет позволяет постичь навыки невербального общения и развивает интуитивное постижение мира.
К сожалению, пока еще методы зоотерапии не являются общепризнанными. Литература по данной проблеме ограничена. Таким образом, данная тема малоизученна и требует дальнейшей разработки.
Целью данного исследования является изучение влияния домашних животных на показатели агрессивности подростков.
Всего было обследовано 56 подростков в возрасте 13 – 15 лет, учащихся в 8, 9 и 10 классов средней школы №715 г. Москвы.
Первую группу составили 32 испытуемых, имеющих домашних животных. Вторую группу - 24 испытуемых, не имеющих домашних животных.
В исследовании были использованы следующие методы: 1) стандартизированный авторский опросник-анкета, 2) методика «Самооценка психических состояний» по Г. Айзенку, 3) «Шкала тревожности» Спилбергера, 4) методика «Личностная агрессивность и конфликтность», 5) «Тест руки» Вагнера, 6) Цветовой тест М. Люшера.
Все данные, полученные в ходе исследования, статистически обработаны в компьютерной программе Stadia (по оценке достоверности сдвига в значениях – Т-критерий Вилкоксона, по выявлению различий в распределении – Х2-критерий Пирсона, и по многофункциональному статистическому критерию – φ*-угловое преобразование Фишера).
По данным анкетирования, 43% владельцев животных содержат кошек, 25% - собак, 13% - хомячков, 8% - рыбок, 6% - попугаев и др. экзотических животных (например, игуан). Из них 30% подростков сами хотели завести животное, у 46% животное в доме появилось по желанию родителей, а 24% случаев – животное было подарено знакомыми. 91% опрошенных отмечают наличие положительного влияния животных на человека, лишь 3% утверждают о том, что влияния нет, а остальные 6% - затрудняются ответить.
Результаты исследования показали, что у подростков первой группы, имеющих домашних животных, уровень агрессивности и конфликтности в среднем составил 16,5±0,8 балла, уровень негативной агрессии – 7,5±0,8 балла, уровень позитивной агрессии – 8,8±1,0, уровень вспыльчивости в среднем составил 4,7±0,2 балла, директивности – 1,4±0,1, подозрительности – 4,4±0,9, бескомпромиссности – 5,7±0,9, неуступчивости – 4,5±0,6, уровень общей тревожности в среднем составил 54±1,0 балла, уровень личностной тревожности – 45,1±2,7 балла, причем уровень активности составил 7,3±0,8 балла.
А у подростков второй группы, не имеющих домашнее животное, уровень агрессивности и конфликтности в среднем составил 19,8±1,0 балла, уровень негативной агрессии – 8,3±0,5 балла, уровень позитивной агрессии – 10,1±1,0 балла, уровень вспыльчивости в среднем составил 5,1±0,4 балла, директивности – 1,5±0,2, подозрительности – 4,6±0,6, бескомпромиссности – 6,1±0,9, неуступчивости – 6,1±0,8, уровень общей тревожности в среднем составил 61±1,1 балла, уровень личностной тревожности – 41,1±1,8 балла, причем уровень активности в среднем составил 6,5±0,7 балла.
Таким образом, уровень агрессивности и конфликтности у подростков, имеющих домашних животных, статистически достоверно выше на 10% (Т=506,5), негативной агрессии – на 6% (Х2=122,4) и позитивной агрессии – на 8% (Т=184), чем у первой группы. Уровень вспыльчивости у подростков, имеющих домашнее животное, статистически достоверно ниже на 3% (Т=74), а директивности – на 2% (Т=9) и подозрительности – на 16% (φ*=2,0), чем у подростков, не имеющих домашнее животное. У подростков первой группы уровень бескомпромиссности и неуступчивости статистически достоверно ниже на 16% (φ*=2,. Уровень общей тревожности у подростков второй группы статистически достоверно выше на 6% (Х2=21,7) и уровень личностной тревожности – на 2% (Х2=29,5). Причем у подростков, имеющих домашнее животное, уровень активности статистически достоверно выше на 6% (Х2=74,5), чем у подростков, не имеющих домашнее животное.
Таким образом, результаты нашего исследования подтверждают гипотезу о влиянии домашних животных на психические состояния подростка, снижая уровень агрессивности и конфликтности. Подростки, имеющие домашнее животное менее агрессивны, вспыльчивы и подозрительны, чаще идут на уступки и компромисс. Они более активны и менее тревожны, еще К.Лоренц писал, что «в результате общения с домашними животными дети еще в очень раннем возрасте привыкают считаться с другими» (К.Лоренц,1998).
Множество положительных моментов в развитии ребенка, появившихся благодаря общению с животными подчеркивает и Б.Левинсон. По его мнению, опыт общения с животными и уход за ними в детстве делает человека более чувствительным к ощущениям и настроениям других, воспитывает терпимость, самообладание и самоконтроль. Становясь партнерами детей, животные ускоряют их эмоциональное развитие, помогают преодолеть критические состояния и стрессы.