Думаю, тут уместно процитировать фрагменты книги Владимира Васильевича Гриценко (которому мы, видимо, так надоели, что он до нас так и не доехал
![Crying or Very sad :cry:](./images/smilies/icon_cry.gif)
) "Коррекция поведения собак".
Методы коррекции нежелательного поведения:
1.
Цитата:
УСТРАНЕНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ СОВЕРШЕНИЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Смысл этого метода заключается в устранении физической возможности совершения неугодного вам поведения. Например, собака в глухом наморднике не подберет пищу с земли, не будет много лаять, не укусит человека или другую собаку и не причинит вреда домашним животным.<...>
Конечно, этот способ ничему не учит и ни от чего не отучает. К его достоинствам можно отнести только то, что он очень оперативен. Применив его, вы поучите достаточно много времени, чтобы подумать над тем, что же делать дальше.
Способ устранения физической возможности совершения нежелательного поведения не устраняет потребности (мотивации) , лежащей в его основе, и не предлагает освоить другую форму поведения. Но этот способ, не допуская повторений плохого поведения, препятствует его закреплению.
В Вашем конкретном случае устранить возможность совершения нежелательного поведения может КЛЕТКА.
2.
Цитата:
ОТРИЦАТЕЛЬНОЕ ПОДКРЕПЛЕНИЕ.
Вопрос о подкреплении, как ни странно, довольно запутанный.<...> Сейчас же мы примем точку зрения Карен Прайор, по мнению которой отрицательное подкрепление - это любое неприятное событие или ощущение, действие которого можно прекратить или избежать, изменив поведение. Отличие отрицательного подкрепления от наказания в том, что отрицательное подкрепление, как и положительное, происходит во время поведения, а не после него, и на него можно повлиять изменением поведения.
Для того, чтобы наверняка понять отличие отрицательного подкрепления от наказания, давайте вернемся к примеру из предыдущей главы. Ваша собака лазает на диван. Вам это не нравится и вы отучаете ее следующим образом: как только застаете ее на диване, тут же кричите в ее адрес ругательные слова и задаете трепку. Как правило, агрессивное поведение хозяина прекращается сразу же, как только собака спрыгивает с дивана.
Если следовать вашей логике, то благодаря примененным мерам воздействия собака должна сообразить, что лазать на диван ей нельзя. Ничего подобного! Сначала собака понимает, что в случае ее локализации на диване грубый, резкий окрик хозяина означает: скорее слезай, чтобы избежать трепки.<...>
Неприятное воздействие на собаку выступает подкреплением спрыгивания с дивана и является наказанием по отношению к залезанию на диван. То есть таким педагогическим воздействием вы обучаете собаку быстро спрыгиватьс дивана по команде (в данном случае это сложная команда или комплексный раздражитель: ваш вид и осуждающий крик).
А как же отучить собаку залезать на диван? Нужно придумать нечто такое, что делало бы неприятным именно это действие. Например, можно поставить на диване заряженные мышеловки.
Отрицательное подкрепление - очень эффективный способ формирования поведения, но это не делает его лучшим.
Поясняю - любая попытка шар-пея громить квартиру (дом) должна сопровождаться неприятным воздействием на него.
Обратите внимание на выделенное красным цветом предложение.
3.
Цитата:
ПОДКРЕПЛЕНИЕ ОТСУТСТВИЯ НЕЖЕЛАТЕЛЬНОГО ПОВЕДЕНИЯ.
Ваша задача не наказывать собаку за плохое поведение, а дождавшись его окончания, после небольшой паузы как можно более положительней, эмоциональней и радостней похвалить собаку за отсутствие нежелательного поведения.
Этот метод может пригодиться, когда собака клянчит у стола. Если не обращать внимания на ее околостольные ужимки, рано или поздно собака где-нибудь ляжет. Вот тогда подойдите к ней и дайте ей кусочек. Конечно, собака тут же решит, что вернулись старые добрые времена и можно опять клянчить и вернуться к столу. Подождите, пока она снова не отчается и не отойдет и через 5 - 10 секунд (и в этом случае важно постепенно увеличивать паузу), подойдите к ней и похвалите.
Этот метод наиболее любим собаками - при нем только хвалят.
4.
Цитата:
УСТРАНЕНИЕ МОТИВАЦИИ.
Для устранения плохого поведения часто бывает достаточным устранить причину: 1) сделать ее не главной, чтобы она проигрывала в конкуренции потрбностей или 2) удовлетворить ее безопасными способами.
Уходя на работу и наскоро выгуляв щенка, вы оставляете его одного с неудовлетворенной потребностью в физической активности и познавательной деятельностью. Немного поспав, чтобы переварить пищу, поскольку перед уходом вы его покормили, он просыпается и приступает к удовлетворению проснувшихся вместе с ним потребностей. Последствия чего вы и застаете вечером. Попробуйте прогулять щенка до усталости и оставить ему какое-нибудь необычное, интересное для него и упругое для его зубов занятие. То есть, с одной стороны, вы удовлетворите его потребность в физической активности, а с другой, с помощью новых необычных игрушек вызовете новую потребность - исследовательскую, которая часто переходит в игровую.
Методы 3 и 4 - это по сути то, о чем я написала в своем предыдущем посте. На мой взгляд эти два способа отлично дополняют друг друга - с одной стороны, вы устраняете мотив нежелательного поведения, угуляв собаку (метод 4), а с другой, каждый раз подкрепляете отсутствие разрушительного поведения своим возвращением (метод 3).