Например, если собака схватила предмет, и мы хотим его забрать, она чаще всего будет этому сопротивляться. Инстинкт собаки говорит ей, что она должна защищать свою добычу. Конечно, собака знает из своего опыта, что мы, наверное, снова бросим мяч, после того как забрали его у собаки. Но так как это только собака, возникает ситуация, что собака не должна отдавать свою добычу, т.е. возникает конфликт. Чтобы продолжать нашу игру, мы должны забрать у собаки предмет. И часто здесь необходимы определенные принудительные воздействия, чтобы сломить сопротивление собаки.
Эта конфликтная ситуация между собакой и дрессировщиком создает напряжение и энергию.
Извлечение добычи из пасти собаки --> конфликт.
Так как собака в этот момент использует свою энергию, то выражается это в так называемых псевдодействиях. Собака жует и грызет свою добычу. Так как возвращение предмета в игре и формальное упражнение "аппорт" очень похожи и представляют собой не что иное как отдавание предмета, то выученные в игре движения отразятся на упражнении "аппорт".
Жевание добычи во время игры --> Перенос привычки --> жевание аппорта
Конечным продуктом очень часто является жевание дерева, которое с некоторых пор представляет одну из важнейших проблем обучения подчинению. Если мы попробуем взять эту проблему под контроль, не наказывая собаку за жевание физическими воздействиями, то конфронтация между собакой и дрессировщиком возрастет, что приведет к конфликту, и собака с большой вероятностью еще больше будет жевать предмет.
Итак, как собака ожидает этот конфликт с дрессировщиком, то она со временем просто потеряет быстроту реакции из-за этой проблемы.
Готтфрид решает эту проблему интересным способом. Вместо предмета он использует для игры два ранее упомянутых обрезка шланга. Дрессировщик бросает один из обрезков, собака бежит за добычей и приносит ее назад. И в то время, когда собака бежит к дрессировщику с первым предметом, дрессировщик обращает ее внимание на второй предмет, вызывая тем самым ее интерес. Когда собака роняет первый предмет, дрессировщик бросает второй, собака его преследует и т.д.
Мы избегаем в данном случае ситуации, когда собака должна что-то отдавать, что она схватила, т.е. конфликт, и добровольно роняет свою добычу. Этот концепт является ключом для разрешения подобных конфликтных ситуаций. Мы должны так выстроить наш тренинг, чтобы собака поняла, что это в ее лучших интересах - вести себя так, как мы этого хотим. Таким образом, мы не только избежим фрустрации собаки, но и вызовем желание собаки вести себя в соответствии с нашими требованиями. Использование двух обрезков шланга имеет еще и другой нежелательный побочный эффект. Так как собака на обратном пути ожидает броска второго предмета, то она будет бежать обратно в очень быстром темпе. В результате этой игры собака учит, что ее добыча может улизнуть.
Собака бежит в оба направления энергично и устремлено. Она так же быстро бежит к дрессировщику, как и от него, за добычей. Она знает, что на ее возвращение дрессировщик ответит следующим броском. И поэтому будет выбирать кратчайший путь обратно. Но остается вопрос, как мы закончим игру, как мы заберем у собаки последний предмет. Мы можем добиться этого ловкостью и быстротой, например, поднять отрезок шланга с земли раньше, чем это сможет сделать собака, или мы можем заменить последний предмет на кусочек корма. Неважно, какой метод мы решим использовать, но мы не должны забирать предмет у собаки силой, даже с использованием минимальной силы.
|